Организация учебно-производственной работы
На протяжении продолжительного времени социальными партнерами колледжа являются: «КПО б.в.», ТОО «Урал ТехСервис», АО «Зап.Каз. РЭК», ТОО «Ізденіс», ТОО «Пассажир-Авто», АО «Уральскагрореммаш», АО «Западно-Казахстанская Корпорация строительных материалов», ГУ «Отдел ветеринарии г.Уральска», «Зап.Каз. ветеринарная научно-исследовательская станция», ТОО «Ақтілек», КХ «Валентина», АО «Торговая промышленная палата», ТОО «Белес-Агро» и др.
На сегодняшний день составлено свыше 60 договоров на прохождении профессиональных практик, 8 договоров по дуальному обучению, 3 договора на открытие филиалов специальностей на производстве. Каждая специальность обеспечена от 3-5 базами практик. В 2013-2014 учебном году заключено 48 договоров, в 2014-2015 учебном году – 54, в 2015-5016 учебном году имеется 63 договора на прохождении профессиональных практик.
- 63 кәсіпорындарымен практикадан өтуге келісім шарттар жасалды.
Гистограмма 1. Мониторинг работы с социальными партнерами
Основные направления работы с социальными партнерами:
- привлечение работадателей в учебный процесс колледжа и участие их при внедрении дуальной ситемы обучения;
- открытие филиалов специальностей на производстве;
- организация профессиональных практик;
- повышение качества профессиональной подготовленности педагогических работников на предприятиях;
- подготовка и согласование учебных планов и образовательных программ с работадателями;
- содействие в трудоустройстве выпускников колледжа.
Доказательством хорошо налаженной работы с социальными партнерами являются дипломы II и III степени Областного конкурса под названием: «Колледж организовавший систематизированную работу с социальными партнерами», проводимый методическим кабинетом Областного управления образования за последние 3 года.2012-2013 и 2013-2014 учебных годах второе место, а в 2014-2015 третье место.
Организация профессиональной подготовки включает производственное обучение и профессиональную практику.
Производственное обучение обучающихся осуществляется в учебно-производственных мастерских колледжа, в мастерских ТОО «УралТехСервис», в АО «Уральскнефтегазгеология», в лабораториях научно-исследовательской ветеринарной станции, в научно-исследовательском комплексе ветеринарии, биотехнологии и ихтиологии под руководством руководителей производственного обучения.
Профессиональная практика проводится в соответствующих организациях на самостоятельных рабочих местах, предоставляемых работадателями на основе заключенного между колледжем и предприятием договора и направлена на закрепление знаний, полученных в процессе обучения, приобретение практических навыков и освоение передового опыта.
Особую роль в производственном обучении отводится Дуальной системе обучения (ДСО). С 2012 года по специальностям 1201000 «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транстпорта», 1513000 «Ветеринария» началась подготовка обучающихся по данной ситеме, а с 2014 года по специальности 1202000 «Организация перевозок и управление движением на транспорте (по отраслям)».
На сегодняшний день совместно с Палатой предпринимателей заключены трехсторонние договора с ТОО «Урал ТехСервис», ТОО «Ізденіс», ТОО «Пассажир-Авто», АО «Уральскагрореммаш», Учебный центр «Ардактау», РГП «Казахавтодор», ЗКОФ НК «КазАвтожол», ТОО «Научно-исследовательская ветеринарная станция».
На сегодняшний день по трем специальностям по дуальной системе обучения обучается 184 человека.
№ | Учебные года | Количество обучающихся по ДСО | Количество предприятий участвующих в ДСО |
1 | 2013-2014 | 23 | 3 |
2 | 2014-2015 | 35 | 5 |
3 | 2015-2016 | 184 | 8 |
Гистограмма 2. Количество обучающихся и предприятий участвующие в проекте Дуальная система обучения
Преимуществом дуальной системы обучения является то, что достигается высокая мотивация в получении знаний, формируется новая психология будущего работника. Обучающиеся, сначала закрепившись на предприятии в качестве потенциальных работников, учатся совершенно по-другому, более осознанно и заинтересовано. Позиция пассивного потребителя учебной информации сменяется инициативной позицией специалиста на производстве, которому надо принимать решения и нести за них ответственность. Обучающий раньше адаптируется к производственным отношениям в коллективе, учится социальным поступкам. Согласно учебного плана дуальной системы обучения на теоретическое обучение отводится 30 %, а остальное 70 % учащиеся находятся на производстве.
По согласованию с социальными партнерами во время учебной практики в колледже практикуется выездные уроки на предприятия города и области. Так к примеру в 2015 году в группах специальностей 1513000 «Ветеринария», 0809000 «Эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», 0802000 «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ», 0902000 «Электроснабжение», 1216000 «Элеваторное, мукомольное, крупяное и комбикормовое производство», 1201000 «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта» были проведены выездные занятия в ТОО «Научно-исследовательская ветеринарная станция», ТОО «Ізденіс», АО «Уральскнефтегазгеология», п/ст 110/10 кв «Северная» г. Уральск, АО «Желаевский хлебокомбинат», АО «Батыс күнбағыс», ТОО «УралтехСервис», ТОО «Белес-Агро», КХ «Әдиет» и др.
Гистограмма 3. Обучение по принципу «от теории к практике»
Открытие на производстве филиалов специальностей отделений нефти-газа и стандартизации, экологии и биотехнологии на базе АО «Уральскнефтегазгеология», ТОО «Научно-исследовательская ветеринарная станция» сыграли большую роль в повышении качества обучения.
Здесь работает принцип «от теории к практике», обучающийся больше работает не с текстами и знаковыми системами, а с производственными ситуациями. Сложные теории легче осваиваются через практику и решение реальных профессиональных задач. Такие формы занятий, в конечном итоге положительно влияет на качество теоретической подготовки и в целом на уровень профессиональной подготовленности обучающегося отвечающий современным требованиям производства.
Таблица 1. Результаты оценки уровня профессиональной подготовленности выпускников
№
№ | Учебные года | Количество участвовавших в сертификации, чел. | Количество сертифицированных выпускников, чел. | Успеваемость, % |
1 | 2011-2012 | 519 | 516 | 99,4 |
1 2 | 2012-2013 | 415 | 415 | 100 |
2 3 | 2013-2014 | 615 | 615 | 100 |
3 4 | 2014-2015 | 517 | 517 | 100 |
На данном этапе развития ТиПО МОН РК да и многие социальные партнеры уделяют большое внимание на техническую оснащенность колледжей, на укомплектованность педагогическими кадрами. Принимая во внимание такие требования, руководство колледжа опережая учебный процесс обеспечивает своевременное оснащение материально-технической базы колледжа. На сегодняшний день колледж распологает оснащенными всеми необходимыми для учебного процесса лабораториями и мастерскими. Имеется 14 лабораторий, из них 1 научно-иследовательский комплекс, 1 виртуальная лаборатория и 4 мастерских.
Таблица 2. Учебные лаборатории и мастерские применяемые в производственном обучении
№ | Учебные лаборатории | Учебные мастерские |
1 | Научно-исследовательский комплекс ветеринарии, биотехнологии и ихтиологии | Слесарная мастерская |
2 | Лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы и микробиологии | Мастерская по ТО и Р ходовой части машин |
3 | Лаборатория производственно- технического контроля | Механическая мастерская |
4 | Лаборатория химии | Мастерская по ремонту автомобилей |
5 | Лаборатория физики |
|
6 | Лаборатория дорожного движения |
|
7 | Виртуальная лаборатория нефтегазовых специальностей |
|
8 | Лаборатория ТО и Р оборудований |
|
9 | Лаборатория по испытанию двигателей |
|
10 | Лаборатория экологии |
|
11 | Лаборатория электротехники и электрических машин |
|
12 | Лаборатория гидравлических машин |
|
13 | Лаборатория технических измерений |
|
14 | Лаборатория технической механики и сопротивления материалов |
|
Таблица 3. Оснащенность материально-технической базы
№ | Учебные года | Лаборатории | Мастерские | ||
Всего, кол. | Обеспеченность, в % | Всего, кол. | Обеспеченность, в % | ||
1 | 2013-2014 | 9 | 84 | 2 | 57 |
2 | 2014-2015 | 12 | 91 | 3 | 91 |
3 | 2015-2016 | 14 | 96 | 4 | 97 |
В век научно-технического прогресса преподаватели должны иметь не только хорошие теоретические знания, но и владеть всеми новшествами на производстве.
Для повышения профессионального мастерства преподавателей специальных дисциплин , изучение и применение нового оборудования, технологий в технологическом процессе, а также установления взаимодействия по передаче передового опыта при подготовке конкурентоспособных кадров в колледже предусмотрена система стажировок на предприятиях города и области.
В 2013-2014 учебном году прошли стажировку 28 преподавателя, а в 2014-2015 учебном году 24 преподавателя специальных дисциплин прошли стажировку в ТОО «УралТехСервис», АО «ЗапКазРЭК», АО «Желаев хлебокомбинат», АО «Уральскнефтегазгеология», АО «КазТрансОйл», АО «Уральскагрореммаш», ТОО «Казахстанский центр метрологии», а также в других предприятиях города и области. Стажировка преподавателей дала возможность получить и совершенствовать специальные знания и навыки для дальнейшего профессионального развития.
Гистограмма 4. Анализ прохождения преподавателями стажировок на предприятиях
Одним из важных показателей в подготовке специалистов является трудоустройство выпускников.
Работа по трудоустройству выпускников начинается еще до завершения обучения в колледжа и включает в себя не только предоставление информации о рынке труда, наличии вакансий, ознакомление с моделями рабочих мест, но и проведение разнообразных тренингов, способствующих эффективному трудоустройству.
Создана электронная база выпускников «Түлек», в подразделениях колледжа имеется журнал трудоустройства выпускников, где ведется учет занятости выпускников, налажена связь по трудоустройству с палатой предпринимателей ЗКО, ресурсным центром молодежи и городским и районными центрами занятости.
В 2014-2015 учебном году была организована встреча выпускников по специальностям колледжа с представителями Палаты предпринимателей ЗКО и ресурсным центром молодежи по вопросам трудоустройства. Где рассматривались вопросы по само продвижению обучающихся на рынке труда с использованием современных информационных технологий (резюме).
Ресурсный центр молодежи предоставляет выпускникам колледжа электронную базу вакансий по ЗКО с указанием адресов малых и крупных предприятий и организаций.
Каждый год рассылаются в районные центры занятости данные о выпускников. Создаются условия для участия выпускников и обучающихся старших курсов в Ярмарках вакансий, проводимый на уровне города и области.
Мониторинг трудоустройства выпускников очной и заочной форм обучения колледжа позволяет выявить такие важные показатели, как востребованность выпускников различных специальностей на рынке труда, их конкурентоспособность, виды экономической деятельности предприятий и организаций, на которых трудоустроились выпускники.
Таблица 4. Мониторинг занятости выпускников колледжа
Год | Количество выпускников | Трудо- устроены, % | Продолжили обучение, % | Призваны в ряды ВС РК, % | Выбыли за пределы РК, % | Декрет ный отпуск, % | Общая занятость, % | |
ВУЗ | Колледж | |||||||
2013 | 850 | 81 | 4,7 | 0,35 | 2,3 | 1,9 | - | 88,3 |
2014 | 615 | 76 | 4,9 | 0,32 | 0,7 | 0,97 | 1,8 | 83,7 |
2015 | 517 | 78 | 4,8 | 0 | 0,77 | 0,96 | 1,1 | 84,6 |
Гистограмма 5. Показатели трудоустройства выпускников
№
№ | Учебные года | Количество участвовавших в сертификации, чел. | Количество сертифицированных выпускников, чел. | Успеваемость, % |
1 | 2011-2012 | 519 | 516 | 99,4 |
1 2 | 2012-2013 | 415 | 415 | 100 |
2 3 | 2013-2014 | 615 | 615 | 100 |
3 4 | 2014-2015 | 517 | 517 | 100 |