free templates joomla

Организация учебно-производственной работы

Организация учебно-производственной работы

 

       На  протяжении продолжительного времени социальными партнерами колледжа являются: «КПО б.в.», ТОО «Урал ТехСервис», АО «Зап.Каз. РЭК», ТОО «Ізденіс», ТОО «Пассажир-Авто», АО «Уральскагрореммаш», АО «Западно-Казахстанская Корпорация строительных материалов», ГУ «Отдел ветеринарии г.Уральска», «Зап.Каз. ветеринарная научно-исследовательская станция», ТОО «Ақтілек», КХ «Валентина», АО «Торговая промышленная палата», ТОО «Белес-Агро» и др.

       На сегодняшний день составлено свыше 60  договоров на прохождении профессиональных практик, 8 договоров по дуальному обучению, 3 договора на открытие филиалов специальностей на производстве. Каждая специальность обеспечена от 3-5 базами практик. В 2013-2014 учебном году заключено 48 договоров, в 2014-2015 учебном году – 54,  в 2015-5016 учебном году имеется 63 договора на прохождении профессиональных практик.

 - 63 кәсіпорындарымен практикадан өтуге келісім шарттар жасалды.

  

1Гистограмма 1. Мониторинг работы с социальными партнерами

 

       Основные направления работы с социальными партнерами:

 - привлечение работадателей в учебный процесс колледжа и участие их при внедрении дуальной ситемы обучения;

 - открытие филиалов специальностей на производстве;

 - организация профессиональных практик;

 - повышение качества профессиональной подготовленности педагогических работников на предприятиях;

 -   подготовка и согласование учебных планов и образовательных программ с работадателями;

 -  содействие в трудоустройстве выпускников колледжа. 

        Доказательством хорошо налаженной работы с социальными партнерами являются дипломы II и III степени Областного конкурса под названием: «Колледж организовавший систематизированную работу с социальными партнерами», проводимый методическим кабинетом Областного управления образования за последние 3 года.2012-2013 и 2013-2014 учебных годах второе место, а  в  2014-2015 третье место.

        Организация профессиональной подготовки включает производственное обучение и профессиональную практику.

        Производственное обучение обучающихся осуществляется в учебно-производственных мастерских колледжа, в мастерских ТОО «УралТехСервис», в АО «Уральскнефтегазгеология», в лабораториях научно-исследовательской ветеринарной станции, в научно-исследовательском комплексе ветеринарии, биотехнологии и ихтиологии  под руководством руководителей производственного обучения.

        Профессиональная практика проводится в соответствующих организациях на самостоятельных рабочих местах, предоставляемых работадателями на основе заключенного между колледжем и предприятием договора и направлена на закрепление знаний, полученных в процессе обучения, приобретение практических навыков и освоение передового опыта.

        Особую роль в производственном обучении отводится Дуальной системе обучения (ДСО). С 2012 года по специальностям 1201000 «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транстпорта»,  1513000 «Ветеринария» началась подготовка обучающихся по данной ситеме, а с 2014 года по специальности 1202000 «Организация перевозок и управление движением на транспорте  (по отраслям)».

        На сегодняшний день совместно с Палатой предпринимателей заключены трехсторонние договора  с ТОО «Урал ТехСервис», ТОО «Ізденіс», ТОО «Пассажир-Авто», АО «Уральскагрореммаш», Учебный центр «Ардактау», РГП «Казахавтодор», ЗКОФ НК «КазАвтожол», ТОО «Научно-исследовательская ветеринарная станция».

На сегодняшний день по трем специальностям по дуальной системе обучения обучается 184 человека. 

Учебные года

Количество обучающихся по ДСО

Количество предприятий участвующих в ДСО

1

2013-2014

23

3

2

2014-2015

35

5

3

2015-2016

184

8

 

2

 

Гистограмма 2. Количество обучающихся и предприятий участвующие в проекте Дуальная система обучения

       Преимуществом дуальной системы обучения является то, что достигается высокая мотивация в получении знаний, формируется новая психология будущего работника. Обучающиеся, сначала закрепившись на предприятии в качестве  потенциальных работников, учатся совершенно по-другому, более осознанно и заинтересовано. Позиция пассивного потребителя учебной информации сменяется инициативной позицией специалиста на производстве, которому надо принимать решения и нести за них ответственность. Обучающий раньше адаптируется к производственным отношениям в коллективе,  учится социальным поступкам. Согласно учебного плана дуальной системы обучения на теоретическое обучение отводится 30 %, а остальное 70 % учащиеся находятся на производстве.

       По согласованию с социальными партнерами во время учебной практики в колледже практикуется выездные уроки на предприятия города и области. Так к примеру в 2015 году в группах специальностей 1513000 «Ветеринария», 0809000 «Эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», 0802000 «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ», 0902000 «Электроснабжение», 1216000 «Элеваторное, мукомольное, крупяное и комбикормовое производство», 1201000 «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта» были проведены выездные занятия в ТОО «Научно-исследовательская ветеринарная станция», ТОО «Ізденіс», АО «Уральскнефтегазгеология», п/ст 110/10 кв «Северная» г. Уральск, АО «Желаевский хлебокомбинат», АО «Батыс күнбағыс», ТОО «УралтехСервис», ТОО «Белес-Агро», КХ «Әдиет» и др.

 

 

Гистограмма 3. Обучение по принципу «от теории к практике»

       Открытие на производстве филиалов специальностей отделений нефти-газа и стандартизации, экологии и биотехнологии на базе АО «Уральскнефтегазгеология», ТОО «Научно-исследовательская ветеринарная станция» сыграли большую роль в повышении качества обучения.

       Здесь работает принцип «от теории к практике», обучающийся больше работает не с текстами и знаковыми системами, а с производственными ситуациями. Сложные теории легче осваиваются через практику и  решение реальных  профессиональных задач. Такие формы занятий, в конечном итоге положительно влияет на качество теоретической подготовки и в целом на уровень профессиональной подготовленности обучающегося отвечающий современным требованиям производства.

       Таблица 1. Результаты оценки уровня профессиональной подготовленности выпускников

  

 

Учебные года

Количество участвовавших в  сертификации, чел.

Количество сертифицированных выпускников, чел.

Успеваемость, %

1

2011-2012

519

                  516

99,4

1 2

2012-2013

415

415

100

2 3

2013-2014

615

615

100

3 4

2014-2015

517

517

100

       На данном этапе развития ТиПО МОН РК да и многие социальные партнеры уделяют большое внимание на техническую оснащенность колледжей, на укомплектованность педагогическими кадрами. Принимая во внимание такие требования, руководство колледжа опережая учебный процесс обеспечивает своевременное оснащение материально-технической базы колледжа. На сегодняшний день колледж распологает оснащенными всеми необходимыми для учебного процесса лабораториями и мастерскими.  Имеется 14 лабораторий, из них 1 научно-иследовательский комплекс, 1 виртуальная лаборатория и 4 мастерских.

       Таблица 2. Учебные лаборатории и мастерские применяемые в производственном обучении

 

Учебные лаборатории

Учебные мастерские

1

Научно-исследовательский комплекс ветеринарии, биотехнологии и ихтиологии

Слесарная мастерская

2

Лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы и микробиологии

Мастерская по ТО и Р ходовой части машин

3

Лаборатория производственно- технического контроля

Механическая мастерская

4

Лаборатория химии

Мастерская по ремонту автомобилей

5

Лаборатория физики

 

6

Лаборатория дорожного движения

 

7

Виртуальная лаборатория нефтегазовых специальностей

 

8

Лаборатория ТО и Р оборудований

 

9

Лаборатория по испытанию двигателей

 

10

Лаборатория экологии

 

11

Лаборатория электротехники и электрических машин

 

12

Лаборатория гидравлических машин

 

13

Лаборатория технических измерений

 

14

Лаборатория технической механики и сопротивления материалов

 

 

 

       Таблица 3. Оснащенность материально-технической базы

 

Учебные года

Лаборатории

Мастерские

Всего, кол.

Обеспеченность, в %

Всего, кол.

Обеспеченность, в %

1

2013-2014

9

84

2

57

2

2014-2015

12

91

3

91

3

2015-2016

14

96

4

97

       

       В век научно-технического прогресса преподаватели должны иметь не только хорошие теоретические знания, но и владеть всеми новшествами на производстве.

Для повышения профессионального мастерства преподавателей специальных дисциплин , изучение и применение нового оборудования, технологий в технологическом процессе, а также установления взаимодействия по передаче передового опыта при подготовке конкурентоспособных кадров в колледже предусмотрена система стажировок на предприятиях города и области.

       В 2013-2014 учебном году прошли стажировку 28 преподавателя, а в 2014-2015 учебном году 24 преподавателя специальных дисциплин прошли стажировку в ТОО «УралТехСервис», АО «ЗапКазРЭК», АО «Желаев хлебокомбинат», АО «Уральскнефтегазгеология», АО «КазТрансОйл», АО «Уральскагрореммаш», ТОО «Казахстанский центр метрологии», а также в других   предприятиях города и области. Стажировка преподавателей дала возможность получить и совершенствовать специальные знания и навыки для дальнейшего профессионального развития.

 

4

 

Гистограмма 4. Анализ прохождения преподавателями стажировок на предприятиях

 

       Одним из важных показателей в подготовке специалистов является трудоустройство выпускников.

 

       Работа по трудоустройству выпускников начинается еще до завершения обучения в колледжа и включает в себя не только предоставление информации о рынке труда, наличии вакансий, ознакомление с моделями рабочих мест, но и проведение разнообразных тренингов, способствующих эффективному трудоустройству.  

 

       Создана электронная база выпускников «Түлек», в подразделениях колледжа имеется журнал трудоустройства выпускников, где ведется учет занятости выпускников, налажена связь по трудоустройству с палатой предпринимателей ЗКО, ресурсным центром молодежи и городским и районными центрами занятости.

 

       В 2014-2015 учебном году была организована встреча выпускников по специальностям колледжа с представителями Палаты предпринимателей ЗКО и ресурсным центром молодежи по вопросам трудоустройства. Где рассматривались вопросы по само продвижению обучающихся на рынке труда с использованием современных информационных технологий (резюме).

 

       Ресурсный центр молодежи предоставляет выпускникам колледжа электронную базу вакансий по ЗКО с указанием адресов малых и крупных предприятий и организаций.

 

       Каждый год рассылаются в районные центры занятости данные о выпускников. Создаются условия для участия выпускников и обучающихся старших курсов в Ярмарках вакансий, проводимый на уровне города и области.

       Мониторинг трудоустройства выпускников очной и заочной форм обучения колледжа позволяет выявить такие важные показатели, как востребованность выпускников различных специальностей на рынке труда, их конкурентоспособность, виды экономической деятельности предприятий и организаций, на которых трудоустроились выпускники.

       Таблица 4. Мониторинг занятости выпускников колледжа

 

Год

Количество выпускников

Трудо-

устроены, %

Продолжили обучение, %

Призваны в ряды ВС РК, %

Выбыли за пределы РК, %

Декрет

ный отпуск, %

Общая занятость, %

ВУЗ

Колледж

2013

850

81

4,7

0,35

2,3

1,9

-

88,3

2014

615

76

4,9

0,32

0,7

0,97

1,8

83,7

2015

517

78

4,8

0

0,77

0,96

1,1

84,6

  

Гистограмма 5. Показатели трудоустройства выпускников

 

Учебные года

Количество участвовавших в  сертификации, чел.

Количество сертифицированных выпускников, чел.

Успеваемость, %

1

2011-2012

519

                  516

99,4

1 2

2012-2013

415

415

100

2 3

2013-2014

615

615

100

3 4

2014-2015

517

517

100

гис-технологии
ткани для вышивания